Телефоны:
(863) 241-25-29
многоканальный,
8-908-171-50-02,
24-777-36, 219-44-19,
факс: 219-44-19
E-mail: 777@777job.ru
  Наши услуги | Оценка персонала | Рекрутинг | Развитие персонала | Домашний персонал
Бухгалтерские услуги | Kонсалтинговые услуги | Аудиторское сопровождение | Юридическое обслуживание

Подбор персонала «

База вакансий «

Добавить вакансию «

База резюме «

Добавить резюме «

Подбор персонала в Ростове

"Мы делаем то,
во что мы верим!"
 

Статьи

Легальные способы снижения страховых взносов

[28.12.2011]

Практическое пособие для собственников бизнеса, руководителей, бухгалтеров

Легальные способы снижения страховых взносов.

Автор: AR Фаворит

Легальные способы снижения страховых взносов. Часть 1.

(практическое пособие для собственников бизнеса, руководителей, бухгалтеров)

 

С первого января 2011 года практически все без исключения, независимо от режима налогообложения обязаны платить от зарплат, выплат по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами  страховые взносы в размере 34%:

- Пенсионному фонду – 26%.

- Фонду социального страхования – 2,9%.

- Федеральному фонду обязательного медицинского страхования – 2,1%.

- Территориальному фонду обязательного медицинского страхования – 3%.

Это положение введено Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Даже при таких «грабительских» ставках, экономить можно и нужно. В настоящей статье мы приведем несколько примеров легально и эффективно снизить бремя по страховым взносам.

Итак, способ первый.

Суть экономии заключается в том, что за директора (как работника по трудовому договору) предприятие платит 34% страховых взносов, а индивидуальный предприниматель платит за себя страховые взносы сам. При этом, руководитель (директор) не является работником предприятия, а становится самостоятельным предпринимателем (регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, выбирает вид деятельности при регистрации –оказание услуг по управлению предприятием) и, на основании договора управления оказывает услуги предприятию как индивидуальный предприниматель (ИП). В этом случае вместо 34 % страховых взносов, ИП заплатит в бюджет сумму из расчета стоимости страхового года (в 2011 году – 16159,56 рублей (индексируется с учетом роста МРОТ) + 6% (налог с дохода при упрощенной системе налогообложения «доходы»).

Приведем пример для наглядности.

Директор ООО Петров получает заработную плату в размере 30000 рублей, ежемесячно с этой суммы уплачивается – 13% НДФЛ + 34% страховых взносов, т.е. налогообложение составляет 14100 рублей в месяц, 169200 рублей - в год.

ИП Петров получает вознаграждение за управление предприятием в размере 30000 рублей в месяц. Страховые взносы составляют 16159,56 рублей, единый налог (6%) – 1800 рублей в месяц, итого по году - 37759 рублей.

Экономия составила в год – 131 400 рублей (!).

В соответствии со ст.42 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившим условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Управляющим  в данном случае выступает ИП.  

Увольнение директора (как работника) и заключение договора на оказание услуг по управлению предприятием имеет следующие положительные моменты.

Взаимоотношения с управляющим возможно выстроить так, чтобы его доход напрямую зависел от доходов управляемого им предприятия. Следовательно, у управляющего появляется прямая заинтересованность в активном развитии доверенного ему бизнеса. Чем выше доход предприятия, тем выше доход у управляющего.

При передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему уменьшается налог на прибыль в управляемом предприятии, т.к. в соответствии с пунктом 18 части 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.

Сложности, которые могут возникнуть при реализации данной схемы:

Во-первых, организация деятельности управляющего должна быть построена таким образом, чтобы ее нельзя было переквалифицировать как работу по трудовому договору. Следует обратить внимание, чтобы на управляющего не распространялись правила внутреннего трудового распорядка, рабочее место не было именно «рабочим местом», а было предоставлено, например, по договору аренды, управляющий не должен уходить в отпуск, получать больничные и т.д., т.е. не должен выполнять трудовую функцию на предприятии.

Во-вторых, последовательность действий при увольнении сотрудника, последующая его регистрация в качестве ИП, заключение с ним гражданско-правого договора на оказание услуг по управлению предприятием может привлечь внимание налоговиков. Однако, в данном случае налоговики, вряд ли смогут доказать, что такие действия совершены с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

В-третьих, индивидуальный предприниматель должен самостоятельно платить налоги,  страховые взносы, вести книгу доходов и расходов, а также своевременно сдавать налоговую отчетность.

   В-четвертых, в части расчетов с такими предпринимателями желательно избегать систематичности и равномерности, поскольку опять же нельзя смешивать данные отношения с трудовыми. И самое главное – индивидуальный предприниматель должен получать доход не только из одного источника (своего работодателя), иначе вероятность того, что будет сделан вывод о трудовых отношениях будет значительно возрастает.

Кроме того, заключение гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями можно распространить не только на руководителей (директоров), но и на любых других работников, как то, бухгалтеры, юристы и т.д.

При введении подобной системы необходимо помнить о следующем:

1. Не стоит резко и одновременно оформить сразу всех уже работающих сотрудников в качестве ИП. Имеет смысл вводить эту схему при открытии нового направления деятельности.

2. При выборе вида деятельности, который может осуществляться ИП, следует руководствоваться наибольшей самостоятельностью каждого участника. Это уже не отношения начальник - подчиненный, отношения в этом случае равны. Проще говоря, работа ИП не должна быть вписана в единый цикл с остальными членами трудового коллектива, кроме того, она должна иметь четко оговоренные границы – когда работа считается выполненной (услуга оказана).

3. Серьезно нужно подойти к обоснованию деятельности ИП для защиты от возможных претензий налоговиков по поводу применения этой схемы только в целях налоговой выгоды.

4. Завершение процесса оказания услуги должно сопровождаться подписанием акта об оказании услуг. Именно этот акт и будет основанием для перечисления ИП причитающегося ему вознаграждения.

5. Оплата услуг должна производиться авансом и(или) по факту их оказания.

   Конечно,  нет необходимости делать подобные вещи со всеми сотрудниками. Но иногда этот способ экономии будет для компании ключевым.

Второй способ.

 В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами.

Ученический договор может заключаться как с работником предприятия, так с лицом, ищущим работы. С работником предприятия ученический договор заключается в дополнение к трудовому договору. Факт обучения штатного работника необходимо подтверждать следующими документами:

1.                      Приказ об обучении работника.

2.                      Отражение в табеле учета рабочего времени времени фактической работы.

3.                      Приказ о проведении экзаменов (теоретического и практического).

Основанием для заключения ученического договора одновременно с трудовым уже заключенным, могут являться следующие обстоятельства:

1. Работник не прошел квалификационные экзамены

2. Компания осваивает новые направления деятельность

3. Внедрение новых современных технологий.

            Суть введения на предприятии ученического договора состоит в четком разграничении работы и обучения как с вновь устраивающимися сотрудниками, так и с уже работающими.

При этом, необходимо реально «обучать» своих работников, проводить теоретические и практические экзамены, устраивать тестирования. Работник, обучающийся без отрыва от производства во время, установленное для обучения не должен выполнять трудовую функция на предприятии. Так, был случай продавец работала на предприятии по ученическому договору, трудовой договор заключен не был, только ученический, на чеках, выбиваемых ею стояла ее фамилия. Нет ничего удивительного, что налоговики переквалифицировали ученический договор в трудовой и доначислили ЕСН (теперь страховые взносы).

            При этом, в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, трудовым договором, другими локальными нормативными актами.

В ТК РФ четко указано, что необходимость профессиональной подготовки для собственных нужд и вид получаемого образования определяет работодатель. Поэтому, если вы считаете, что, например, вашему бухгалтеру или юристу нужно повысить свою квалификацию, то ни один контролирующий орган не может вам это запретить. Вы можете своим приказом утвердить программу повышения квалификации, по результатам обучения назначить комиссию и принять экзамены у ученика, несмотря на то, что он уже дипломированный специалист с большим опытом. 

            Для реализации данной схемы необходимо подготовить квалификационные многоуровневые теоретические и практические экзамены, уровни допуска и прочее для того, чтобы получить полноценного сотрудника. Подтверждать документально что работник или лицо, ищущее работу действительно проходило обучение (графики обучения, результаты экзаменов и т.д.). Также необходимо предусмотреть в приказе то, что обучение учеников будет происходить на рабочих местах более опытными сотрудниками компании (в процессе выполнения ими своих трудовых обязанностей), за эти услуги вы можете выплачивать опытным сотрудникам специальное вознаграждение за наставничество по договору подряда.  

            Таким образом, если у вас на предприятии в среднем будет 20% сотрудников работающих на ученическом договоре и вы с них не платите 34%, вот вам и экономия на 20% страховых взносов.

Желаем успехов!



Вернуться назад


Подбор персонала → Статьи

   

Добавить в избранное

Ramblers Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования